Официальная позиция в вопросах
ведьмовства на конец XVI в. вполне исчерпывающе изложена
в опубликованной в Лонлоне в 1597 году книге
"Демонология" Еёавтором являлся не кто иной, как Его
Величество король Англии Яков I. В этом кратком
трактате, написанном в форме диалога, где мудрый
Эпистемон отвечает на вопросы любознательного Филомата,
августейший демонолог обобщает основные проблемы,
которые возникли в ту эпоху на почве магии и ведьмовства.
Король описывает главные принципы запретных искусств, их
практическое применение и положенные за него наказания.
Яков не верит в вервольфов, но
полагает, что ликантропия - это болезнь, при которой
человек считает себя волком. Он называет предрассудками
веру папистов в то, что крест и господне имя обладают
силой изгонять бесов. Он допускает, что ритуалы
экзорцизма бывают плодотворны, но отвергает исходную
концепцию, породившую эти ритуалы. Правда, всё это - не
слишком показательные частности. Яков отрицает
кактелесное, так и призрачное существование образов,
являющихся в ночных кошмарах, считая их всего лишь
симптомами дурногосамочувствия. Бесы часто являлись
людям в папистские времена; теперь же они стали
редкостью "потому что прежде мы грубо заблуждались, и
Дьявол, окутавшись туманом этих заблуждений, привольнее
ходил между людьми". И, наконец, Сатана, Вельзевул и
Люцифер, по мнению Якова, это не разные бесы, а Разные
имена одного и тогоже беса.
Первая книга "Демонологии"
Якова посвящена магии и некромантии (то есть прорицанию
с приминением трупов). При жизни маги повелевают
Дьяволом в согласии с договором, подписанным их
собственной кровью. После смерти они, согласно тому же
договору, сами попадают в распоряжение Дьявола. Враг
человечествасоблазняет людей заняться запретными
искусствами, играя на трёх страстях: любопытстве, жажде
мщения и жадности. Астрономия допустима и даже
необходима. Астрология не беззаконна до тех пор, пока
имеет дело с предсказаниями покоды и лечением простых
недугов простыми средствами; правда и здесь нужно
соблюдать умеренность. Но все астрологические рассчёты,
связанные с судьбой государств, войнами и т.д., все
пророчества, в которых движению звёзд придаётся слишком
большое значение, абсолютно противозаконны и запретны,
равно каки геомантия, арифмомантия, физиогномика и
хиромантия. Впрочем, запрещается только применение этих
искусств на практике, а теоретическое изучение и знание
их не должно караться законом.
Во второй книге Яков рассуждает
о ведьмовстве.
Согласно "Демонологии", -
ведьмы дородны, тучны, опытны в житейских делах
и привязаны к плотским наслаждениям. Ведьмы
любят общество и развлечения как дозволенные
законом, так и противозаконные. Они умеют летать
не только в воображении, но и на самом деле. Они
извращают богослужения. Среди ведьм на одного
мужчину приходится двадцать женщин: женщины
менее устойчивы морально и легче поддаются на
соблазны Змия, очём свидетельствует история Евы.
Колдуньи делают восковые куклы, чтобы вредить
людям. Дьявол даёт им камни, причиняющие
болезни. Ведьмин яд не похож на природные яды:
он готовится с помощью злых сил.
Колдуньи могут внушать
мужчинам и женщинам любовь или ненависть друг к
другу; они способны вызывать бури, но лиш
постольку, поскольку это дозволяет бог. Они
могут сводить людей с ума; могут напускать на
людей и жилища злых духов; могут сделать
человека одержимым. Закоренелые грешники терпят
зло от ведьм в наказание, добрые люди - за то,
что совершили какой - то проступок или были
нетвёрды в вере, и, наконец, праведники - в
качестве испытания. |
Колдуньи не повелевают
Дьяволом, они всего - навсего его рабыни, которых он
метит своим клеймом.
В последней, третьей книге
"Демонологии" Яков приводит ещё одно доказательство
своей образованности, характеризуя духов разного рода и
объясняя, что такое призраки, лемуры, феи и т.д. Он
повествует о деяниях инкубов и суккубов, которые, по
убеждению короля, встречаются чаще среди представителей
варварских народов. |